Автомобиль Урал 4320
Комплект учебно-технических плакатов

Конструктивные изменения автомобиля Урал:

Произведенные в 2001-2003 гг.
Произведенные в 2003-2004 гг.

Базовые нормативы трудоемкости основных операций по подготовке, обслуживанию и ремонту автомобиля Урал:

1. Предпродажная подготовка.
2.ТО-0. Начальный период эксплуатации (после 1000 км).
3. ТО-1.

4. ТО-2.
5. Ремонт автомобиля.

Сравнение двигателей ЯМЗ

Нормы времени на ТО и Р силовых агрегатов ЯМЗ

Расшифровка цифровых модификаций


Транспортировка негабаритных грузов

Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ) — процесс, в котором необходимы специальный транспорт и особые технологии, отличные от обычных грузоперевозок. Помимо технической части, как минимум половиной всего процесса доставки становится оформление многочисленных согласований и разрешений. Каждый километр движения автопоезда с негабаритным грузом должен находиться под контролем дорожных служб и органов ГИБДД.

Для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов своевременное получение нужных документов от государственных структур — занятие долгое и затратное. Несведущие люди, взявшись за решение этого вопроса, могут растянуть данный процесс на длительный срок. Поэтому лучше сразу обратиться к профессионалам и быть уверенным в своевременном получении необходимых документов.

Чтобы разобраться во всем водовороте цифр, подписей и печатей, без которых негабаритный груз не двинется с места, обратимся к конкретному примеру.

Итак, груз — балка мостового крана: длина — 28,4 м, ширина — 5,1 м, высота — 3,2 м, масса — 58?т. Маршрут доставки: порт Пермь — завод города Первоуральска. Сначала предполагаемый маршрут исследуется сотрудниками SWTrans. Как правило, обследование проводится двумя специалистами на легковой машине. По ходу работы они составляют легенду дорожного маршрута с описанием дороги и указанием всех пересечений коммуникаций и искусственных сооружений. Все эти объекты фиксируются на фото и замеряются.

Предварительное обследование маршрута позволяет выяснить, какие организации согласовывают перевозку, разработать ее транспортно-технологическую схему и наметить объем подготовительных мероприятий. Имея четкое представление, по какому маршруту пойдет автопоезд с негабаритным грузом, можно подавать заявление в соответствующие дорожные органы, обслуживающие территорию, с которой начинается маршрут движения транспортного средства. В данном случае доставка начиналась с территории Пермского края, поэтому обращаться следует в ФГУ «Уралуправтодор», специалисты которого согласуют заявку со многими службами.

К примеру, с организацией городского электрического транспорта. Если общая высота автопоезда превышает 4 метра, нужно договариваться с энергетиками об отключении и поднятии контактно-кабельных сетей. В городской черте такие мероприятия проводятся ночью. Во-первых, негабаритный груз по закону можно провозить по городу только в ночное время. Во-вторых, нужно успеть пройти все проблемные участки до начала движения общественного транспорта (троллейбусов, конкретно).

Далее — с дистанцией путей железной дороги. Переезды также должны быть проинформированы о проезде негабарита. Нужно выбрать временное «окно», когда на дистанции конкретного переезда можно будет отключить питание и пропустить автопоезд.

Затем идут региональные дорожные хозяйства. Если проезд по федеральной трассе «Уралуправтодор» решает самостоятельно, то дороги Свердловской области и Пермского края находятся в ведении других организаций: плюс еще два разрешения.

Наконец, с УГИБДД субъектов. Безопасность движения автопоезда с негабаритом контролируется автомобилями ДПС, никаких эксцессов на дороге случиться не должно. Знакомые каждому красно-синие цвета мигалок должны привлечь внимание не особо внимательных водителей. Бывает, что некоторые наотрез отказываются уступать дорогу автопоезду с негабаритным грузом, до тех пор, пока не услышат рупор гаишника или не увидят собственными глазами, что едет по дороге.

Сопровождение автопоезда автомобилями прикрытия и ДПС перевозчик организует самостоятельно. Что касается согласования со всеми вышеперечисленными службами, то этим занимается только «Уралуправтодор». Работа по инструкции выливается в недели ожидания. Перевозчики рады бы взять инициативу на себя, но закон не позволяет. Документы должны быть поданы в оригинальном виде. Среди заказчиков услуг по перевозке КТГ можно встретить министерство обороны и предприятия энергетического комплекса России — а это, ни много, ни мало, вопрос национальной безопасности. В решении таких вопросов копии документов выглядели бы несолидно. Чтобы не пускать процесс оформления на самотек, перевозчику нужно контролировать процесс лично. Лишний раз позвонить в одну из инстанций и узнать, как идут дела касательно вашей перевозки, никогда не помешает.

Обратим внимание на вес — 58 тонн. Если масса автопоезда с грузом превышает 44 тонны, то одного разрешения недостаточно, понадобится разработка спецпроекта. Для этого отправляется запрос в РосДорНИИ, чьи специалисты выясняют, способна ли дорожная инфраструктура принять такие нагрузки. Причем формально «росдоровцы» выполняют механическую работу по вашему запросу, то есть исследуют конкретно заданный маршрут.

Если какой-то участок маршрута не готов «пропустить» негабарит, то РосДорНИИ дает отказ. Таким участком может стать какой-нибудь мост с загадочной конструкцией, по которому просто страшно ехать. Заявка будет оплачена в любом случае, независимо от результата. Придется подавать новую заявку с альтернативным маршрутом. Предыдущие исследования не в счет. При изменении даже 5 км пути работа проделывается заново и снова оплачивается. В таких случаях «росдоровцы» обычно идут навстречу перевозчику и заранее, на первой стадии рассмотрения спецпроекта, дают рекомендации по выбору наиболее подходящего маршрута. С перевозкой мостовых балок проблем не возникло, выбранный путь полностью удовлетворял перевозимому грузу.

Бытует мнение, что работа над спецпроектом РосДорНИИ — простая формальность, что дорожники и мостовики и так прекрасно знают все технические характеристики объектов, находящихся в их хозяйстве. Все можно рассчитать и без спецпроекта. С одной стороны, да. Они всего лишь собирают информацию по регионам о состоянии дорог и мостов — это не самая сложная работа за компьютером. Однако в схемы вычисления ущерба дорожной инфраструктуре лучше не соваться. Расчеты понятны только «росдоровцам», человек со стороны здесь оказывается некомпетентным. В конечном счете, лучше потратить деньги (пусть и немалые) и время, чтобы не оставить дорожную инфраструктуру без моста или трубопровода, грузоподъемность которого была списана на «авось». Тем более что виноватых долго искать не придется.

ГИБДД потребует предъявить проблесковые маячки на тягаче. Фактически они никакого реального значения не имеют и никаких преимуществ на дороге не дают, но их присутствие обязательно. Тут расчет скорее на психологическое воздействие. Водители встречных машин сначала увидят оранжевые проблесковые маячки (ночью они особенно бросаются в глаза), а уже потом 40?метровую махину, перекрывающую 2/3 проезжей части. После этого не возникает вопросов, уступить дорогу автопоезду или нет.

Со всеми визами и одобренным спецпроектом лист согласования возвращается в «Уралуправтодор». Далее выставляется счет за проезд по автодорогам и ущерб, который будет нанесен дорожному полотну. Цена ущерба — не какая-то абстрактная цифра. Дорожники суммируют превышение нагрузок на ось, общий вес автопоезда, длину маршрута, и получается та сумма, которая понадобится для восстановления дорожного полотна.

В нашем случае на получение разрешений ушло около месяца, включая сбор всех согласований и оформления спецпроекта РосДорНИИ. Обошлось без непредусмотренных задержек, причиной которых могли стать неправильное заполнение документов (форма заявки далеко не простая) или изменение характеристик груза. В обоих случаях придется подавать новую заявку. Цена вопроса перевозки КТГ — индивидуальная величина, которую заранее назвать невозможно. На цену влияет все: от протяженности маршрута до вида тягача и прицепной техники. В случае поточной доставки КТГ — это отдельная статья бюджета. Штраф за нарушение инструкции по перевозке КТГ составляет 500 тыс. руб. для юридического лица за одну «проштрафившуюся» машину и лишение водительских прав для водителя.

Укомплектовав перевозку разрешениями, сопровождениями, согласованиями, пропусками, наняв погрузочную технику и подобрав нужную сцепку из тягача и полуприцепа, колонна отправляется в путь.

Процесс транспортировки тяжеловесных мостовых балок в целом проходил ровно, за исключением некоторых моментов. Так затяжные спуски и подъемы сибирского плоскогорья потребовали от водителей показать все свое мастерство. Установившийся мороз (под -40?С) и гололедица заставили работать технику на пределе возможностей. Из-за узости некоторых участков федеральной трассы в условиях непогоды приходилось максимально уменьшать скорость, так как вставал вопрос о безопасности движения остальных участников движения. С арками и путепроводами проблем не возникло, потому что инфраструктура сибирских дорог еще не достигла размаха центральных регионов. Особую озабоченность вызвала дорога при подъезде к заводу. Она не выдерживала никакой критики, специалисты компании несколько раз проверяли покрытие дороги (замерзшую кашу из снега и льда), прежде чем пустить по ней автопоезд. Благодаря хорошо проработанной легенде и принятым мерам безопасности груз был доставлен в установленные сроки.

Понятно, что озвученные согласующие органы призваны лишь направить перевозчика по нужному пути для своевременного получения необходимых документов. Цель материала — показать на конкретном примере, как происходит этот процесс, и на что перевозчику нужно обратить особое внимание. Надеемся, что это нам удалось.

ЧТО должно быть указано в разрешении:
• наименование и адрес перевозчика;
• наименование и адрес получателя;
• вид перевозки (в нашем случае межрегиональная, так как маршрут проходит более чем по одному субъекту федерации);
• вид перевозки (разовая перевозка или временной отрезок, в течение которого будет перевезен груз; поскольку предстояло перевезти несколько идентичных балок, было выбрано разрешение на месяц для осуществления нескольких перевозок);
• характеристика груза (металлоконструкция);
• габариты груза;
• масса перевозимого груза;
• количество автопоездов (один; в случае колонны, последняя может создать пробку на отдельных участках дороги, поэтому патрульным автомобилям ДПС придется перекрывать перекрестки и узкие участки дороги);
• параметры тягача и прицепа (в качестве тягача был задействован MAN TGA с полуприцепом ES-GE; ES-GE имеет пять осей и грузоподъемность 68 т, то есть полуприцеп способен транспортировать груз, сохраняя себя и дороги в целости и сохранности; MAN — 440?сильный тягач с формулой 6х4 и допустимой нагрузкой на седло 25 т; и последняя калькуляция: балка дает нагрузку в 58 тонн, а 5 осей трала и 2 задние оси тягача способны принять 75 тонн; соответственно, разрешаемая нагрузка на ось — 10 тонн — не превышена);
• полная масса автопоезда (к массе самого груза прибавляются массы полуприцепа (16,9 т) и тягача (9,47 т); итого: 84 т — немало; превышение общей массы налицо, так что придется оплатить ущерб, наносимый дорожному покрытию);
• габариты автопоезда (длина — 40 м, ширина — 5,10 м, высота — 4,45 м; автомобили прикрытия и сопровождения — обязательно!);
• вид сопровождения (патрульные автомобили ДПС плюс 2 собственных автомобиля прикрытия; все автомобили с указанием марки, модели и номерных знаков).

У каждой машины свои задачи. Автомобиль ДПС — расчистка проезжей части, автомобиль прикрытия с оповещением водителя автопоезда обо всех встречающихся помехах на дороге.